Представляю вам творчество моего внука Димы Матвейчука.
Жили мы счастливо, пока не произошла трагедия, перевернувшая жизнь восьмилетнего мальчика. В квартиру ворвались грабители, зверски пытали и убили родителей. Дима в эту ночь был у меня. Чтобы отвлечь внука от мрачных воспоминаний, я предложила Диме рассказывать мне по вечерам истории, которые происходили с ним днём. Потом он начал их записывать.
Димины рассказы публиковались в детских журналах, он победил на Всероссийском литературном конкурсе «Проза - детям». На сегодня у него издано 5 книг.
Сейчас Дмитрий - студент, учится в Санкт-Петербурге.
И продолжает писать.
Из предисловия к книге "Жгучая крапива"Владимира Лебедева, члена Союза журналистов Москвы, члена Союза писателей России, заслуженного работника культуры РСФСР
"Назвав свою тягу к творчеству «способностью к сочинительству», Дмитрий Матвейчук далее заявляет: «Любой из моих сверстников способен к сочинительству, только для этого нужно чуточку усидчивости, терпения, наблюдательности и знания русского языка, что, к сожалению, у меня хромает».
Удивительно то, что такие серьёзные требования к людям, делающим первые шаги в литературе, предъявляет не отягощенный писательским опытом литератор, а подросток, ещё не окончивший школу.
Дима так говорит об этом: «Толчок к писательству я получил от своей горячо любимой бабушки - поэтессы Валентины Пугачёвой. Как-то вечером я догадался рассказать ей про бомжа».
Бабушка подтверждает этот случай, хотя, приняв игру в «рассказики», Дима припоминал и мрачные события. Чтобы отвлечь его внимание от негативного, Валентина Петровна беседовала с внуком о жизни, вспоминала свои встречи с интересными людьми, которые внушали ей веру в торжество добра и любви.
Шло время - и вечерние рассказы Димы становились всё содержательнее; бабушка посоветовала ему их записывать, а затем набирать на компьютере. Кроме бабушки, его тексты читали двоюродная сестрёнка Даша, его товарищи — всё это подбадривало, вдохновляло юного сочинителя.
При всём том он оставался обыкновенным мальчишкой, любящим гонять футбольный мяч в школьном дворе, играть в баскетбол; но, возвращаясь домой, Дима упрямо просиживал многие вечера за компьютером, сочиняя свои истории.
И результаты сказались. Его рассказы стали печатать в детских журналах не только в Чувашии, но и в Москве, например в журнале «Читайка», в праздничном номере, посвященном Корнею Чуковскому. Матвейчука заметили, пригласили участвовать во Всероссийском литературном конкурсе «Проза - детям», в котором рассматривались стихи, рассказы, рисунки ребят не только из Чувашии, но и из Дагестана, Белоруссии, с Украины и даже из Америки. Дмитрий Матвейчук стал победителем этого конкурса, познакомился с писательницей Верой Ивановной Львовой, которая обратила на него внимание ещё несколько лет назад, а во время конкурса по-дружески поддержала молодого сочинителя.
«У неё пробудился ко мне интерес как к личности, - говорит Дмитрий, -она старается поднять меня до высоты взрослой жизни и взрослой литературы... Хотя как я могу чувствовать и писать как сорокалетний мужчина? Даже будь я гениальным, всё равно бы не смог описать чувства взрослого мужчины.
Дети не могут, при всём желании, понимать, к примеру, глубину произведений Фёдора Михайловича Достоевского и Фридриха Ницше. Всему своё время. И каждому возрасту свои повести и романы...
Ночами со мной сидела, редактировала мои рассказы, спорила до хрипоты (исправляя некоторые сленговые словечки) моя бабуля Валентина Петровна. Мне кажется, её труды и других, кто поддержал меня, не пропали даром».
Действительно, можно сказать, что судьба благосклонна к Дмитрию Матвейчуку. Его рассказы печатаются в Чувашии, даже выходит его первая книга прозы «Бывает же!»
Валентина Петровна привезла в Москву и показала новые произведения внука главному редактору «Академии поэзии» А.И. Ашплатову, который поправил понравившиеся ему рассказы.
Так стал складываться новый сборник Матвейчука «Жгучая крапива».
Конечно, автор молод, поэтому и жизнь, окружающее он воспринимает, может быть, излишне наивно. Но его хорошо понимают сверстники. Посылая свои рассказы в Москву, Дима пишет: «Я думаю, что когда-то жил в Москве. Москва мне дорога... А для ребят не так важно, кто написал - москвич или волжанин: русский язык — свой язык. Рассказы написаны понятным для них языком - и это важно. Мне так все друзья говорят...»
Рассказы в предлагаемом читателю сборнике написаны на самые простые темы: день рождения, поездка на рыбалку, встреча с товарищами, любовь к животным. Сюжеты рассказов понятны, доступны: «Солнечный танец», «Солёное мороженое», «Сим-Сим», откройся!», «Семечки», «Ландыш», «Чижик-Пыжик». Это иногда эпизод, вырванный из жизненного потока, иногда моментальная зарисовка, сценка. Они сливаются в одно очень непосредственное, яркое восприятие действительности.
Читая рассказы Димы, видишь юношу, стоящего на пороге взрослой жизни, обострённо чувствующего всё окружающее, трепетно откликающегося на малейшие изменения вокруг и всему радующегося: солнцу, лесу, пению птиц, домашним зверюшкам. Герой рассказов доверяет друзьям, ценит заботу близких и всем готов прийти на помощь. В нём открывается, что особенно ценно в нашей жестокой действительности, большой дар сочувствия, сопереживания всему живому.
Димины рассказы рассчитаны на юного читателя - такого же, как сам автор (хотя он уже учится в Санкт-Петербургском университете, который оканчивали многие известные люди), доступны ему по языку и стилю.
Автору повезло, что его рассказы понравились детской художнице Татьяне Ивановне Немцовой, которая, с удовольствием проиллюстрировав книгу, говорит: «Рука сама ведёт тот сюжет, что надо. Это говорит о том, что рассказы нужны для ребят. И не только для них».
Рисунки Татьяны Немцовой очень хороши и полностью соответствуют мироощущению молодого автора. Давайте пожелаем ему успехов в нелёгком литературном труде."
ДМИТРИЙ МАТВЕЙЧУК. ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ У МЕНЯ...
ДМИТРИЙ МАТВЕЙЧУК. ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ У МЕНЯ...
Этот день я ждал с таким нетерпением, с такой надеждой.
Мне шестнадцать! Я уже взрослый! «И по-взрослому уже должен жить!» - так мне стали родные говорить. Тем более я уже десятый класс заканчиваю, без проблем - хорошо! Но я что-то не чувствую взрослости. И не по-взрослому попросил у бабули денег на день рождения.
Сказал ей: «Раз я взрослый, как вы говорите, то должен отдельно от вас, с друзьями отпраздновать свой день рождения». А сам втайне про себя загадал: «Чтобы знакомая девчонка с красивыми глазами пришла на мой праздник».
Бабуля долго думала и гадала, что из этого выйдет. Но я ее успокоил: «Теперь я отвечаю за свои поступки! Даю честное слово - все будет о' кей!»
Пригласил друзей и девчонок в кафе, в парк под названием «Роща», которое расположилось на берегу Волги. Друзья все пришли, а вот девчонка всего одна, и то приятеля. Было грустно, но я сказал сам себе: «Еще не вечер, мне всего лишь шестнадцать».
Мы ели шашлык, пили «Колу», танцевали, веселились, но мои глаза сами следили за входной дверью, а может... Мое «может» не помогло.
Зато за соседний столик села печальная одинокая женщина. Она потягивала пиво, заедала креветками и пустыми глазами следила за нашей шумной тусовкой.
Я не понимал, зачем мне эта тетка? Почему я все время обращаю на нее внимание? Но потом дошло: ее глаза, прическа, хрупкая фигура так напомнили мне маму. Когда так подумал, у меня мурашки пошли по спине. Сам себе сказал: «Я познакомлюсь с этой грустной леди». Набрался храбрости, купил пиво и подошел к ее столику.
- Можно с Вами пообщаться? - как можно вежливее спросил у незнакомки и сел за столик. Она грустно посмотрела мне в глаза и вдруг сказала стихом:
Я с тобой не стану пить вино,
Оттого что ты мальчишка озорной.
Знаю я - у вас заведено
С кем попало целоваться под луной.
Я застеснялся, не знал, что ответить. Передо мной сидела поэтесса, взрослая женщина, которая читала мне так откровенно о поцелуях.
Увидев мою растерянность, она рассмеялась тихим завораживающим смехом. И продолжила опять:
А у нас — тишь да гладь,
Божья благодать.
А у нас - светлых глаз
Нет приказу подымать.
- Это Ваше? - мне ничего больше не пришло в голову, только спросить это. Я в конце концов вообще засмущался, боясь посмотреть в ее голубые печальные глаза.
Женщина улыбнулась и сказала:
- Поэзию надо знать, молодой человек. Это стихи Анечки Ахматовой, - помолчала немного и опять.
Мальчик сказал мне:
«Как это больно!»
И мальчика очень жаль...
Еще так недавно он был довольным
И только слыхал про печаль.
- У Вас какое-то горе? - несмело допытывался у незнакомки. Я это почему-то чувствовал. А еще возле нее, меня держали ее глаза похожие на мамины.
- Димка, пошли! Мы уже уходим! - звали меня друзья. Но моя задница приклеилась к стулу и никак не хотела отрываться.
- Иди, тебя зовут... Друзья тебя любят... - Она помолчала немного потом тихо добавила: — У меня недавно погиб сын. Он был твоего возраста...
- Спасибо! - зачем-то я поблагодарил женщину. Но тут же догадался - за откровение. Несмело взял ее худую ладонь в свои руки и пожав, заставил себя встать и уйти. Потом подумал: «У нее в жизни так же, как у меня, и ничего, что она взрослая».
На следующий день после школы я у бабули нашел томик стихов Анны Ахматовой, весь вечер читал. Нашел продолжение про мальчика. Печальное...
А теперь он все не хуже
Мудрых и старых вас.
Потускнели и, кажется, стали уже
Зрачки ослепительных глаз.
Я знаю: он с болью своей не сладит.
С горькой болью первой любви.
Как беспомощно, жадно и жарко гладит
Холодные руки мои.
Жаль, я не узнал имя той женщины...